ДОСВІД ВПРОВАДЖЕННЯ СИМУЛЯЦІЙНОГО НАВЧАННЯ І УНІВЕРСАЛЬНОГО ПІДХОДУ ДО ОЦІНКИ, РОЗПІЗНАВАННЯ ТА СТАБІЛІЗАЦІЇ СТАНІВ, ЩО ЗАГРОЖУЮТЬ ЖИТТЮ ДИТИНИ
DOI:
https://doi.org/10.31379/2411.2616.11.1.7Ключові слова:
неотложная помощь детям, практические навыки, симуляционное обучениеАнотація
Цель статьи — представить опыт внедрения в медицинский образовательный процесс симуляционных методов обучения и универсального подхода к быстрой оценке, распознаванию и стабилизации жизнеугрожающих состояний и обсудить проблемные вопросы. Материалы и методы. Авторами представлен опыт внедрения подходов к оценке, распознаванию и стабилизации неотложных состояний у детей с использованием имитационных методов обучения. Результаты. Внедрение симуляционных методов обучения и унифицированного подхода к оценке, распознаванию и стабилизации неотложных состояний у детей повышает уровень удовлетворенности учебным процессом у студентов и врачей, эффективно формирует знания, психомоторные и поведенческие навыки. Внедрение симуляционного обучения требует решения ряда учебно-методических и организационных вопросов и интеграции в рамках одной дисциплины и междисциплинарной интеграции. Выводы. Для эффективного овладения навыками неотложной помощи детям, согласно международным стандартам, необходимо внедрять симуляционные методы и учебные программы ассоциаций специалистов развитых стран. При обучении студентов целесообразно уделять внимание технике выполнения наиболее важных практических навыков по алгоритмам. У интернов нужно формировать основы командной работы и коммуникации. Врачам педиатрических специальностей следует каждые пять лет обновлять знания и практические навыки оказания неотложной помощи и совершенствовать навыки командной работы и работы с современным оборудованием.
Посилання
Trends in Severe Pediatric Emergency Conditions in a National Cohort, 2008 to 2014 /K. A. Michelson et al. Pediatr Emerg Care. 2018 Jan 16. doi: 10.1097/PEC.0000000000001409. [Epub ahead of print]. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29346238.
Highlights of the 2010 American heart association guidelines for CPR and ECC. American heart association. 2010. Available at: https://www.heart.org/idc/groups/heart-public/@wcm/@ecc/documents/downloadable/ucm_317350.pdf
Gaba D. M. The future vision of simulation in health care. Qual saf health care. 2004. № 13 (Suppl. 1). P. i2–i10. doi: 10.1136/qshc.2004.009878
Halamek L. P. Simulation and debriefing in neonatology 2016: Mission incomplete. Semin perinatol. 2016. № 40 (7). P. 489–493. doi: 10.1053/j.semperi.2016.08.010.
Про внесення змін до наказу МОЗ України від 28 вересня 2012 року № 751 «Про створення та впровадження медико-технологічних документів зі стандартизації медичної допомоги в системі Міністерства охорони здоров’я України». Наказ МОЗ України від 29 грудня 2016 р. № 1422.
PEARS: pediatric emergency assessment, recognition, and stabilization. provider manual. - American heart association. American academy of pediatrics. 2016. Available at: https://ebooks.heart.org/product/pediatric-emergency-assessment-recognition-stabilization-provider-manualshort-title-if-needed-pears
Highlights of the 2015 American heart association guidelines update for CPR and ECC. American heart association. 2015. Available at: https://eccguidelines.heart.org/wp-content/uploads/2015/10/2015-AHA-Guidelines-Highlights-English.pdf
Початкова, реанімаційна і післяреанімаційна допомога новонародженим в Україні. Уніфікований клінічний протокол і адаптована клінічна настанова, заснована на доказах. Наказ МОЗ України від 28.03.2014 р. № 225.
Медикаментозна алергія, включаючи анафілаксію. Уніфікований клінічний протокол екстреної, первинної, вторинної (спеціалізованої) та третинної (високоспеціалізованої) медичної допомоги. Наказ МОЗ України від 30.12.2015 р. № 916.
Про затвердження та впровадження медико-технологічних документів зі стандартизації екстреної медичної допомоги. Наказ МОЗ України від 15 січня 2014 р . № 34.
International consensus on cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care science with treatment recommendations summary. Circulation. 2017. № 136 (23). P. e424–e440. doi: 10.1161/CIR.0000000000000541.
Bradley P. The history of simulation in medical education and possible future directions. Med educ. 2006. № 40 (3). P. 254–262. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2006.02394.х